«Азбука Липецкой земли» выходит на федеральный уровень
Модератором прямого эфира, организованного Союзом Центра инноваций социальной сферы России для социальных предпринимателей всей страны, стал Денис Богатов – директор Центра социального предпринимательства, руководитель оргкомитета конкурса «Лучший социальный проект – 2020», региональным победителем которого в номинации «Лучший проект социального предпринимательства в культурно-просветительской сфере» стал проект Светланы Бычковой, которая позиционирует его, как возникшего на стыке краеведения и педагогики.
По словам Светланы Бычковой, к реализации этого проекта туристическое агентство шло долгих 25 лет, в течение которых были отработаны десятки краеведческих маршрутов выходного дня по Липецкой области и соседним регионам, в составлении которых ведущую роль сыграл Александр Клоков – один из самых авторитетных липецких краеведов. Все эти годы доля внутреннего туризма в бизнесе «Магазина путешествий» неуклонно росла, а в 2018-2019 годах, предшествовавших пандемии коронавируса, объем путешествий внутри региона сравнялся с доходами от выездного туризма. События минувшего года лишь закрепили эту тенденцию: направления туристских потоков кардинально изменились и фокус в работе агентства окончательно переместился на внутренний туризм, создав условия для погружения в среду истории и культуры своего региона и формированию базовой потребности в путешествиях по родному краю.
«По образованию я учитель начальных классов, а еще многодетная мама, поэтому меня всегда мучила проблема, как пробудить у младших школьников и их родителей интерес к истории свой малой родины. Этот проект – зов моей души: никакого государственного заказа не было», – рассказала Светлана Бычкова.
Кульминацией проекта стал красочный путеводитель «Азбука Липецкой земли», изданный в 2019 году тиражом 14 тыс. экземпляров, в котором с акцентом на соответствующую букву алфавита, в форме забавных четверостиший, рассказывается о достопримечательностях не только областного центра, но и всех районов Липецкой области, о ее туристических брендах, среди которых Задонск – «русский Иерусалим», древний Елец, который на год старше Москвы, уникальные природные объекты региона. В книге также содержатся и подсказки для взрослых, не все из которых сильны в истории и краеведении. По мнению автора проекта, «у нас выросло два поколения родителей, которые имеют смутное представление об истории родного края, потому «Азбука Липецкой земли» станет инструментом формирования общих семейных интересов и ценностей, поможет воспитанию культуры проведения свободного времени».
По инициативе главы администрации Липецкой области Игоря Артамонова в начале учебного года 2019-2020 гг. экземпляр «Азбуки Липецкой земли» подарен каждому первокласснику региона. В настоящее время, рассказала участникам прямого эфира Светлана Бычкова, проект продолжает развиваться: совместно с управлением образования Липецкой области ведется работа по написанию методического пособия к «Азбуке Липецкой земли», целью которого станет внедрение материала азбуки в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Четыре разворота азбуки посвящены градообразующему предприятию Липецка – Новолипецкому металлургическому комбинату, истории его становления и развития. Руководство НЛМК по достоинству оценило «профориентационный» потенциал азбуки и выступило с инициативой разработки «Азбуки юного металлурга». По словам директора «Магазина путешествий», работа над «металлургической» азбукой заняла год, и накануне прямого эфира из типографии вышел сигнальный экземпляр этой книги, в которой от «А» до «Я», также в доступной стихотворной форме описан технологический процесс производства чугуна, стали и проката, дополненный тремя металлургическими сказками. В планах Светланы Бычковой ряд вариантов дальнейшего развития данной темы: постановки спектакля на тему профессиональной ориентации в области черной металлургии или создания познавательного мультфильма.
С выпуском электронного варианта «Азбуки Липецкой земли» Светлана Бычкова не спешит. По ее словам, важно воспитывать у детей интерес к чтению бумажных книг с опорой на тактильность, которая сегодня теряется. В последующих изданиях азбука будет дополнена бумажными картами Липецка и области, изучать которые дети смогут не курсором мыши или движением пальца по тач-скрину, а разыскивая тот или иной объект на реальной карте, так как это было принято во все времена, восстанавливая практически утраченный сейчас навык. В настоящее время также ведется работа над подготовкой мобильного приложения к «Азбуке Липецкой земли», в котором будут внедрены элементы дополненной реальности.
«Мне хотелось бы, чтобы наш проект был масштабирован в федеральных масштабах и подобные азбуки – путеводители, дающие информацию о родном крае в форме, адаптированной для подачи в среде дошкольных учебных заведений и начальной школы, появились в каждом регионе России. Эта работа в нашем туристическом агентстве, где разработано множество межрегиональных маршрутов по Воронежской, Тамбовской и других областям Центрального Черноземья, уже активно ведется: в данное время у нас в работе проект по созданию «Азбуки Воронежской земли». Очень надеюсь, что к новому учебному году воронежские первоклассники смогут получить в подарок ее экземпляр. Более того, было бы целесообразно познакомить воронежских детей с нашей азбукой, а липецких школьников с азбукой соседей. Реализация этих проектов доставляет мне много радости и генерирует поток креативной энергии, вдохновляющей на продолжение работы», – заявила Светлана Бычкова в завершение прямого эфира.
Подводя итоги прямого эфира с социальными предпринимателями, Денис Богатов высказал пожелание, чтобы они приобретали печатную версию «Азбуки Липецкой земли» в качестве примера позитивного познавательного контента для других регионов России, которая сейчас, как никогда, в нем нуждается, и особенно – учащиеся начальных классов и дети, посещающие детские дошкольные учреждения. Книгу «Азбука Липецкой земли» можно приобрести в интернет-магазине на липецком туристическом портале LipTur.ru. Более подробно с деятельностью туристического агентства «Магазин путешествий» можно познакомиться на его сайте.
Справка
ООО «Магазин Путешествий» занимается туризмом по родному краю уже более 25 лет. С каждым годом туры становятся все более разнообразными и продолжительными. Предоставляются авторские нестандартные программы поездок в Беларусь, Грузию, Карелию, на Соловки. График поездок на 2021 год полностью сформирован.